- Главная
- Защита населения от чрезвычайных ситуаций
- Методические рекомендации
- Методические рекомендации по проведению комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства для укрытия населения
Методические рекомендации по проведению комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства для укрытия населения
- Настоящие Методические рекомендации устанавливают порядок проведения комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства (далее - заглубленные помещения) на территории Российской Федерации.
- Основанием проведения комплексной инвентаризации является Решение коллегии МЧС России от 21 марта 2014 г. № 4/ II «О проведении анализа состояния и мерах по повышению готовности защитных сооружений гражданской обороны».
- Основной целью комплексной инвентаризации заглубленных помещений является определение возможности наращивания инженерной защиты для укрытия населения от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
- В соответствии с п. 10 положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, приспособление в мирное время и при перевод гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения, является одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ.
- В соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления определяют численность населения, не обеспеченного ЗС ГО и подготавливают перечни зданий, имеющих заглубленные помещения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
- Согласно статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» вопросы создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
- Проведение комплексной инвентаризации заглубленных помещений осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с участием территориальных органов МЧС России.
- Управление гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляет методическое руководство проведением комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства на территории Российской Федерации.
- Региональные центры МЧС России осуществляют контроль за проведением комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства в субъектах Российской Федерации.
- Главные управления МЧС России по субъекту Российской Федерации принимают участие в проведении комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства в субъекте Российской Федерации, а так же осуществляют методическое руководство за её проведением.
- ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) осуществляет научно-методическое сопровождение комплексной инвентаризации.
- К объектам гражданской обороны согласно п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309, относятся убежища, противорадиационные укрытия, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
- Определение численности населения, не обеспеченного ЗС ГО, выполняется на основании анализа плана гражданской обороны и защиты населения с учетом необходимых площадей заглубленных помещений для его укрытия.
- Инвентаризация проводится на основании данных паспортов зданий и сооружений, имеющихся в бюро технической инвентаризации и/или иных организациях, осуществляющих учет объектов недвижимости.
- При необходимости, для уточнения отдельных показателей, проводятся визуальные осмотры заглубленных помещений, в том числе с привлечением заинтересованных организаций.
- К объектам, подлежащим комплексной инвентаризации, относятся заглубленные помещения не зависимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
- Заглубленные помещения, подлежащие инвентаризации,подразделяются на следующие группы:
1 группа - подвалы и цокольные этажи зданий, отвечающие требованиям, приведенным в Приложении № 2;
2 группа - гаражи, складские и другие помещения, расположенные в отдельно стоящих и подвальных этажах зданий и сооружениях, в том числе в торговых и развлекательных центрах;
3 группа - транспортные сооружения городской инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные (трамвайные) подземные тоннели, подземные переходы и т.п.);
4 группа - подвалы и цокольные этажи зданий и сооружений, включая частный жилой сектор, не отвечающие требованиям, приведенным в Приложении № 2;
5 группа - естественные укрытия (пещеры, горные выработки, овраги и т.п.), простейшие укрытия (щели открытые и перекрытые, приспособленные погреба, подполья и т.п.).
- Наименования технических показателей, определяемых при инвентаризации заглубленных помещений различных групп, приведены в таблицах № 1, 2, 3 Приложения № 3.
- Сводные технические показатели инвентаризации оформляются в соответствии с таблицей № 4 Приложения № 3 с соблюдением требований по сохранению государственной тайны.
- Количество групп заглубленных помещений, подлежащих комплексной инвентаризации, зависит от количества укрываемого населения. В случае если для укрытия населения, с учётом их размещения в существующих ЗС ГО, достаточно меньшего числа групп заглубленных помещений, инвентаризацию остальных групп допускается не проводить.
- В случае если для укрытия населения возникает необходимость в заглубленных сооружениях, относящихся к 5 группе, их подготовка к приёму укрываемых предусматривается в угрожаемый период.
- Итоги комплексной инвентаризации рассматриваются Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) субъекта Российской Федерации с составлением протоколов с выводами и рекомендациями по использованию заглубленных и других помещений подземного пространства для укрытия населения.
- Органы местного самоуправления представляют итоги инвентаризации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Инвентаризационные ведомости, согласно таблицам № 1, 2, 3, 4 Приложения № 3, и протоколы заседаний КЧС субъектов Российской Федерации представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в региональные центры МЧС России через соответствующие главные управления МЧС России.
- Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации представляют итоги инвентаризации региональным центрам МЧС России.
- Региональные центры МЧС России представляют итоги инвентаризации в МЧС России (Управление гражданской обороны и защиты населения) и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
- ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с ФГБУ ВНИИПО МЧС России и АГЗ МЧС России проводит анализ итогов комплексной инвентаризации заглубленных и других помещений подземного пространства в Российской Федерации, а также готовит предложения по использованию заглубленных помещений для укрытия населения Российской Федерации.
- Результаты комплексной инвентаризации учитываются при уточнении и корректировки планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также в планах наращивания инженерной защиты органа исполнительной власти и органа местного самоуправления при приведении в готовность гражданской обороны.
- Порядок, сроки проведения комплексной инвентаризации и исполнители приведены в Приложении № 1.